Квазимазохистские перформансы
25.10.2020
Как и Аккончи, Бёрден чередовал подобные квазимазохистские перформансы с квазисадистскими, но принципиальной особенностью его акций было то, что они были сопряжены с элементарным физическим риском, когда намеренная безответственность художника провоцировала других проявить спонтанную ответственность.
В начале семидесятых годов он показал несколько таких перформансов, среди которых особенно выделяются два. В «Выстреле» ( 1971) снайпер выстрелил в руку Бёрдена (задев при этом его левый бицепс), а в «Пригвожденном» его распяли, как Христа, на капоте «Фольксвагена ,,Жук“», прибив руки гвоздями: ворота гаража открылись, автомобиль с распятым на нем Бёрденом выехал наружу, на протяжении двух минут двигатель работал на полную мощность (что символизировало крики распятого), после чего автомобиль въехал обратно и ворота закрылись. Тяготея к поп-артистской пародии (высмеивающей, вероятно, священный статус автомобиля в американской культуре), эта акция, однако, ясно обнаруживает ритуальную основу боди-арта.
Занимаетесь коммерческой деятельностью? Купить Фискальный накопитель стоит в таком случае. Это поможет избежать проблем с налоговой и другими контролирующими органами.
Пригвожденный Бёрден навсегда пригвоздил сознание своих зрителей (это гипнотическое воздействие перформанс сохраняет благодаря фотографиям), а оставшиеся от акции вещи, в частности гвозди, часто именуют «реликвиями». Амбивалентному сочетанию нарциссизма и агрессии, вуайеризма и эксгибиционизма, садизма и мазохизма, уже опробованному Аккончи, Бёрден придал ещеодно двусмысленное измерение — театр жертвоприношения, который, как и в других его воплощениях (у Нитча, Шварцкоглера или Джины Пейн), вплотную приближается к крайним пределам искусства — к его ритуальным истокам и этическим границам (определяющим два порога: тот, до которого может дойти в своих действиях художник, и тот, за которым в дело должен вмешаться зритель).